00:00:00

РОССИЯ БЕЗ МАСКИ И ФИГОВОГО ЛИСТКА

Путинская Россия напоминает мне старый ржавый грузовик, где закрашено лобовое стекло, и водитель ориентируется по кривым зеркалам заднего вида. Действительно, у неё нет никакого видения будущего, и она всё глубже погружается в вымышленное прошлое.
Сначала это была почти 80-летней давности победа над Германией. По словам Путина, Россия победила бы в той войне, даже если бы Украина не входила в состав СССР (это сказано им ещё в 2010 году). А западные союзники, как давно твердит пропаганда, вообще примазались к российской победе.
Потом к победобесию добавилось прославление царей. Путин лично открыл два памятника Александру III в Ялте и в Гатчине под Петербургом. В своём царелюбии он погрузился в прошлое аж до средних веков. Стал хвалить изверга Ивана Грозного, которого современники называли Иван Мучитель. «Это ещё неизвестно, убивал он своего сына или нет!» — с умным видом изрёк в 2017 году (и никто не спросил глупца: а куда же делся наследник престола?). Разумеется, появились памятники кровавому деспоту. Пока, правда, в провинции: в Орле и Владимирской области.
Чем же люб плешивому царю с Лубянки Иван Мучитель? Началом покорения Сибири… «Специальной военной операцией» по захвату Казани (кстати, был отличный повод: татары притесняют христиан, а своих мы не бросаем)… Но не только за наследство в виде территорий благодарен Ивану IV нынешний хозяин Кремля. Главное, ему на халяву достался народ с уникальным менталитетом, сформированным ещё в XVI веке.
Вот что пишет де Кюстин в своей знаменитой книге «Россия в 1839 году»:
«На земле нет и не будет… народа такого суеверного и терпеливого, каким был народ Московии в легендарное царствование своего тирана (Ивана Грозного. – ЛС). Последствия этого чувствуются по сю пору. Если бы вы путешествовали вместе со мной, вы, так же как и я, заметили бы неизбежные опустошения, которые произвёл в душе русского народа абсолютный произвол; прежде всего это дикое пренебрежение к святости данного слова, к истинности чувств, к справедливости поступков; затем это торжествующая во всех делах и сделках ложь, это все виды бесчеловечности, недобросовестности и обмана, одним словом, притупление нравственного чувства. Мне кажется, я воочию вижу, как из всех ворот Кремля выходят пороки и заполняют Россию… Другие народы терпели гнёт, русский народ его полюбил, он любит его по сей день… Нынешние русские – достойные потомки подданных Ивана IV» (глава «Письмо двадцать пятое»).
Написано почти двести лет назад, но верно и поныне. После 24.02.2022 не осталось никаких сомнений в справедливости этих слов.
Вывод очевиден: путинская Россия – не историческая аномалия, как хочется думать многим. Её суть не меняется, по крайней мере, четыреста лет. 24 февраля она просто сбросила фиговый листок и, предчувствуя свой близкий крах, ничего уже не стыдится. А российские либералы что-то лепечут о «прекрасной России будущего»…
*****************
Приложение
Для новых читателей повторяю свой прошлогодний «урок истории №1», основанный на книге де Кюстина.
МАРКИЗ, ЗАГЛЯНУВШИЙ НА 200 ЛЕТ ВПЕРЁД
«Сохранить рассудок после двадцати лет пребывания на российском престоле может либо ангел, либо гений».
Наверное, вы подумали, что речь о спятившем подполковнике КГБ, грозящем миру из бункера ядерным оружием. Но это написал 183 года назад о Николае I французский путешественник маркиз де Кюстин. Читая его книгу «Россия в 1839 году», то и дело теряешь ориентацию во времени: кажется, что выводы и наблюдения автора сделаны в наши дни. Привожу только малую их часть. Судите сами:
«Российская империя – это лагерная дисциплина вместо государственного устройства, это осадное положение, возведённое в ранг нормального состояния общества.»
«Империя эта при всей необъятности – не что иное, как тюрьма, ключ от которой в руках у императора; такое государство живо только победами и завоеваниями, а в мирное время ничто не может сравниться со злосчастьем его подданных.»
«В сердце русского народа кипит сильная, необузданная страсть к завоеваниям.»
«Народ, мечтающий о мировом господстве, и заискивающий перед нами в ожидании, пока он сможет нас завоевать…»
«Россия видит в Европе свою добычу, которая рано или поздно ей достанется вследствие наших раздоров; она разжигает у нас анархию, надеясь воспользоваться разложением, которому сама же способствовала, так как оно отвечает её замыслам.»
«Русские смогут на какой-то миг одолеть всех с помощью меча, но никогда с помощью мысли; а народ, которому нечего передать другим народам, тем, кого он хочет покорить, недолго будет оставаться сильнейшим.»
«Подлинное могущество не нуждается в хитростях. Отчего же вы хитрите без устали?.. Сколько уловок, сколько неловких обманов приходится вам пускать в ход, чтобы утаить хотя бы часть ваших целей и оставить за собою незаконно присвоенную роль! Вы намерены вершить судьбами Европы?! Мыслимое ли это дело? Ещё недавно вы были ордой, скованной страхом, ещё недавно повиновались приказам дикарей, – а нынче вы вознамерились отстаивать цивилизацию от народов сверхцивилизованных!»
«Русские гораздо более озабочены тем, чтобы заставить нас поверить в свою цивилизованность, нежели тем, чтобы стать цивилизованными на самом деле.»
«Дух беззакония спускается вниз по общественной лестнице и до самых основ пронизывает это несчастное общество… Из такого произвола рождается то, что здесь называют общественным порядком, то есть мрачный застой, пугающий покой, близкий к покою могильному; русские гордятся тем, что в их стране тишь да гладь.»
«В России единственный дозволенный шум суть крики восхищения.»
«В России разговор равен заговору, мысль равна бунту.»
«Покорство у русских – добродетель врождённая и вынужденная.»
«История составляет в России часть казённого имущества, это моральная собственность венценосца; её хранят в дворцовых подвалах вместе с сокровищами императорской династии и народу из неё показывают только то, что сочтут нужным. Память о том, что делалось вчера – достояние императора; по своему благоусмотрению исправляет он летописи страны, каждый день выдавая народу лишь ту историческую правду, которая согласна с мнимостями текущего дня.»
«Мало того, что русский деспотизм ни во что не ставит ни идеи, ни чувства, он ещё и перекраивает факты, борется против очевидности и побеждает в этой борьбе!»
«Лгать в этой стране означает охранять общество, сказать же правду значит совершить государственный переворот.»
«Русское православное духовенство всегда являло и будет являть собою своего рода ополченцев, лишь мундиром своим отличных от светских войск императора. Подчинённые императору попы и их епископы составляют особый полк клириков – только и всего.»
«Одному Господу – да ещё русским – известно, велико ли удовольствие присутствовать на параде! В России любовь к смотрам не знает границ.»
«Их армия, блистающая на парадах отменной дисциплиной и выправкой, состоит, за исключением нескольких избранных частей, из людей, которых публике предъявляют в красивой форме, а за стенами казарм содержат в грязи. Цвет лица измождённых солдат выдаёт их страдания и голод – ибо поставщики обворовывают этих несчастных, а те получают слишком скудное жалованье, чтобы, тратя его частично на лучшую пищу, удовлетворять свои потребности.»
«Воровство укоренилось в их нравах, а потому воры живут с совершенно чистою совестью, и физиономия их до конца дней выражает безмятежный покой. На память мне то и дело приходит поговорка, непрестанно звучащая у них в устах: «И Христос бы крал, кабы за руки не прибили».
«Всякий губернатор знает, что ему, как и большинству его собратьев, грозит провести остаток своих дней в Сибири. Если, однако, за время своего губернаторства он исхитрится наворовать довольно, чтобы в нужный момент защитить себя в суде, то он выпутается; если же (случай невозможный) он остался бы честен и беден, то пропал бы. Замечание это не моё, мне доводилось слышать его от нескольких русских, которых я считаю достойными доверия, но воздержусь называть их имена.»
«Кто скажет мне, до чего может дойти общество, в основании которого не заложено человеческое достоинство? Я не устаю повторять: чтобы вывести здешний народ из ничтожества, требуется всё уничтожить и пересоздать заново.»
«Когда над Россией взойдёт солнце гласности, весь мир содрогнётся от высвеченных им несправедливостей – не только старинных, но и творимых каждодневно и поныне.»
«Если народ живёт в оковах, значит, он достоин такой участи; тиранию создают сами нации.»
Приводить подобные цитаты можно долго. Эта книга в четырёх томах отвечает на множество вопросов в адрес нынешней России.
Почему миллионы её граждан верят запредельно лживой пропаганде? «Для русских слова важнее реальности», объясняет де Кюстин.
Почему так называемая элита страны трепещет перед плюгавым диктатором и превозносит его? «Обо всех русских, какое бы положение они ни занимали, можно сказать, что они упиваются своим рабством».
Почему большинство россиян приветствуют агрессивные действия и планы нового фюрера? «Коленопреклонённый раб грезит о мировом господстве, надеясь смыть с себя позорное клеймо отказа от всякой общественной и личной вольности».
Лучше не скажешь…
О МАРКИЗЕ И ЕГО КНИГЕ
Де Кюстин был убеждённым монархистом, и это вполне понятно: его деда и отца казнили на гильотине во время Французской революции 1789-1799 гг. В Россию он отправился в надежде найти сильные доводы в пользу монархии, но увиденное там его ужаснуло. Свою книгу он заключил словами: «Если сын ваш будет недоволен Францией, скажите ему: «Поезжай в Россию». Такое путешествие пойдёт на благо каждому европейцу; повидав своими глазами эту страну, всякий станет доволен жизнью в любом другом месте. Всегда полезно знать, что есть на свете государство, где нет никакого места счастью, – ведь человек, по закону природы своей, не может быть счастлив без свободы».
«Тягостно влияние этой книги на русского, голова склоняется к груди, и руки опускаются; и тягостно оттого, что чувствуешь страшную правду, и досадно, что чужой дотронулся до больного места» (Александр Герцен).
«Прочёл целую книжку Кюстина. Много есть ужасающей правды о России… За изображение действий деспотизма, для нас часто неприметных, я готов поклониться ему в ноги» (историк Михаил Погодин).
Именно из-за «страшной, ужасающей правды» книга де Кюстина в течение полутора столетий фактически была под запретом и в царской России, и в СССР. Её впервые полностью издали на русском языке лишь в 1996 году! Издали, потому что хотели верить: она о безвозвратно ушедшем прошлом, — ведь в стране, казалось, победила демократия! Но деспотизм никуда не делся, а всего лишь взял на десять лет тайм-аут. В России не может быть иначе: «Тиранию создают сами нации», — пишет Кюстин.
Для справки. Эта книга состоит из тридцати шести пространных писем автора. В Сети есть урезанный более чем на треть вариант с тем же названием «Россия в 1839 году».
Ищите полный.
Леонид Сапожников
12 марта 2022 г.

 

Оставить комментарий